Мусульмане Великобритании. Проблемы интеграции. Злата Осипова
Злата Осипова
Магистр специальности «Международные отношения»
Мариупольского государственного университета (Украина)
МУСУЛЬМАНЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ
Массовая иммиграция мусульман, с которой столкнулись бывшие колониальные страны Европы во второй половине XX века, привела к формированию в ряде европейских государств многочисленных диаспор. При этом численность мусульманских общин быстро растет: только за последнее десятилетие в странах Евросоюза эта цифра удвоилась, достигнув 23 млн. человек, что составляет примерно 5 % всей численности населения [2].
Великобритания занимает шестое место в Европе по части мусульман в общей численности населения (3,3 %). В тройке стран с наибольшим процентом мусульман лидирует Франция (10 %), в основном это выходцы из бывших французских колоний в Северной Африке; Нидерланды (5,4 %) - турки, выходцы из Марокко и Индонезии; Германия (3,7 %), главным образом, выходцы из Турции [1].
Перепись 2001 года показала наличие в стране 1,6 миллиона мусульман. В апреле 2008 года министр внутренних дел Д. Смит объявила, что по подсчетам правительства численность мусульманской общины составила 2 миллиона человек или 3,3 % от всего населения Великобритании. Прирост составил 400 тыс. человек за семь лет. Согласно переписи 1951 г. мусульманское население составляло менее 22 тыс. человек. Таким образом, между 1951 и 2001 годами (за период в 50 лет) мусульманское население прирастало в среднем по 57 тыс. человек в год [1].
Для того чтобы уменьшить социальное напряжение между этно-национальным большинством и иммигрантскими общинами с конца 60 - х годов ХХ века Великобритания осуществляет политику мультикультурализма.
Стоит отметить, что само понятие «мультикультурализм» не имеет четкого определения. Очень часто его отождествляют с этническим, языковым, конфессиональным и т.д. разнообразием того или иного общества. Если раньше такое разнообразие проистекало, прежде всего, из исторической неоднородности населения большинства современных государств, то в послевоенные десятилетия его основным источником стала иммиграция. Нас же интересует определение мультикультурализма с точки зрения политико-административной практики, определенной системы мер, предпринимаемых государством с целью поддержки культурного разнообразия.
Великобритания не имеет кодифицированного законодательства в области мультикультурализма, основу составляют антидискриминационные документы, такие как Закон о расовых отношениях 2000 года и Закон о равноправии 2010 года. Особенностью Великобритании является учреждение в 1976 г. Комиссии по расовому равенству. Она занимается мониторингом этнической дискриминации и обладает рекомендательными полномочиями в отношениях с властями. В числе рекомендаций Комиссии – принятие точечных мер по «позитивной дискриминации» (при приеме на работу и т.д.). Закон о расовых отношениях вводит две основные группы рас - это Blacks (чернокожие) и Asians (азиаты). Чернокожие - это, прежде всего, выходцы из островов Карибского бассейна, а под азиатами имеются в виду выходцы из Индии, Пакистана и Бангладеш. Важно, что чернокожие и азиаты являются объектами правовой защиты, то есть имеют кроме индивидуальных, этнические права [6].
Однако в последние годы политика мультикультурализма, направленная на сохранение и развитие каждой культуры в рамках государства, все больше подвергается критике, как со стороны населения и СМИ, так и на государственном уровне. Причиной этому являются теракты, вооруженные конфликты и столкновения, возникающие на почве исламского фундаментализма.
Одним из крупнейших терактов в истории Великобритании стали взрывы в Лондоне весной 2005 года, организованные сторонниками исламского фундаментализма. 7 июля 2005 в Лондоне состоялось 4 скоординированных взрыва, осуществленных террористами - смертниками. Было убито 52 человека, ранено около 700. Погибли также 4 террориста - самоубийцы: Хабиб Онф, Мохаммед Сиддик Хан, Джермен Линдси и Шехзад Танвер. Большой резонанс в обществе вызвал тот факт, что смертники были гражданами Соединенного Королевства. Более того, все они, кроме Линдси, родились и выросли в Великобритании, учились в британских школах [3].
Последним событием, которое всколыхнуло всю Великобританию, стало убийство молодого солдата темнокожим исламистами в Лондоне в мае 2013 года . На записи, сделанной очевидцем трагедии, один из нападавших кричит: «Мы клянемся всемогущим Аллахом, что мы никогда не прекратим бороться с вами» и объясняет свой поступок местью тем, кто воюет с мусульманами.
После убийства солдата в Великобритании резко возросло число нападений на мусульман и атак на мечети. За первые дни после трагедии в полицию поступили десятки сообщений об инцидентах на почве исламофобии [4].
По мнению Елены Шварц, причинами этих беспорядков необходимо считать низкий уровень жизни многих мусульман, отсутствие образования, нарастающий протест против антитеррористических кампаний, ведущихся на Ближнем Востоке и в Афганистане. А также совокупность следующих факторов: выступления фанатичных исламских проповедников, усилия английских властей по созданию «мультикультурного общества», социальная и экономическая неустроенность, раздражение от столкновения с западным стилем жизни, солидарность с соотечественниками и единоверцами из бедных стран или теми, которые испытывают агрессию со стороны Запада, заставляют наиболее отчаянных и энергичных из этих «пробудившихся мусульман» вставать на путь радикального ислама [7].
Наиболее известным на сегодняшний день британским проповедником - экстремистом считают Анджема Чудари. Характерно, что Анджем Чудари - урожденный британец, он родился в Англии в 1967 году в семье торговца. Однако его отец и мать - выходцы из Пакистана.
В 1996 г. Чудари вместе с Омаром Бакри Мохаммедом, ранее развивавшим британское отделение «Хизб ут -Тахрир» , создает в Соединенном Королевстве исламистскую организацию «Аль - Мухаджирун». Наиболее известной акцией «Аль - Мухаджирун » до расформирования в октябре 2004 г. стала конференция «Чудесные 19 » (The Magnificent 19), которая прославляла всех участников террористического заговора, результатом которого стали теракты 11 сентября 2001 в США. Следующим этапом стала «Аль Гурабаа», запрещенная британскими властями в 2006 г. за поддержку терроризма.
Исследователь биографии Чудари Ф.О. Плещунов говорит, что в течении нескольких лет Чудари реанимирует под разными названиями одно и то же движение, которое британское правительство последовательно запрещает. Так «Аль — Мухаджирун» сначала превратилась в «Аль Гурабаа», после - в Islam4UK (Ислам для Великобритании), а затем в группу под названием «Мусульмане против крестоносцев " (Muslims Against Crusades). Результатом усилий Islam4UK стало открытие в разных районах страны нескольких десятков неофициальных шариатских судов, то есть фактически, создание правовой системы, альтернативной государственной. Организация «Мусульмане против крестоносцев» была создана в 2010 г., а запрещена 11 ноября 2011, но успела за это время сделать немало.
Одной из главных акций группы стало введение в ряде районов страны, в частности, в городах Брэдфорд и Дьюсбери в Йоркшире, в лондонском Тауэр Хэмлетс «Зон под контролем шариата», т.е. зон, где не действуют официальные законы, и само понятие «британское общество» фактически забыто. Данные зоны были объявлены британским халифатом, жители которого живут исключительно по законам шариата [5].
Но все же, часть мусульманского населения достаточно сильно интегрирована в общество, о чем свидетельствует появление так называемого «британско - мусульманского права».
Журналист издания «Оpen democracy» Лиза Пилгрим пишет о том, что после того, как архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс прочитал в 2008 году свою лекцию «О светском и религиозном праве в Англии», вопрос о мусульманском праве в Британии привлек к себе много внимания - как со стороны общества, так и со стороны ученых. Особенно эта дихотомия проявляется в развитии семейного права, а именно процесса оформления развода, так как для мусульман, живущих в Великобритании, важны два аспекта: гражданский и мусульманский.
То, что называется британско-мусульманским семейным правом довольно аморфно, однако подразумевает определенный набор действующих лиц, институтов, практик, текстов и дискурсов, в рамках которых мусульмане в Британии создают и поддерживают свою субъектность. Это новое правовое поле связано с развитием правового рынка, которое опирается как на английское, так и на шариатское право и модифицирует существующие нормы английского семейного права и исламского права, правовой культуры, личную религиозную идентичности и общинные обычаи.
В современном медиа дискурсе о шариате в Великобритании явно заметны признаки правового ориентализма. Шариат часто изображается как «другой», а понятие «Запад» и «Шариат» нередко понимаются как антонимы. Подобное понимание поддерживает дискурс об онтологическом различии и создает неразрешимые проблемы. Г. Ахдар (R.Ahdar) и Н. Эрон (N.Aroney) в своей книге «Шариат на Западе» (« Shari'a in the West ») утверждают: «Сумеет ли шариат вписаться в западный мир, выглядит показателем - причем, вероятно, главным - того, возможно ли что-то, кроме простого сосуществования двух форм жизни» [3].
Интересно, что отношение к мультикультурализму коррелирует с политическими взглядами, а именно разбегается по линии консерваторов и лейбористов. Главным адептом мультикультурной идеологии в Великобритании выступает лейбористская партия. В течение нескольких десятилетий она последовательно и достаточно активно отстаивает мультикультурализм как главный принцип, на котором, по замыслу идеологов этой партии, должно основываться «постколониальное британское общество» [1].
По мнению многих экспертов, одной из причин активного продвижения лейбористами мультикультурализма в качестве главной модели интеграции иммигрантов в Великобритании, особенно в последние два десятилетия, является серьезная зависимость лейбористской партии от голосов иммигрантов на местных и национальных выборах. Наиболее активной частью иммигрантского сообщества в Великобритании являются мусульмане и именно на них, в первую очередь, делают ставку лейбористы. Большинство проживающих в стране мусульман традиционно симпатизирует лейбористам, как правило, на выборах за них голосуют более 70% всех мусульман, имеющих право голоса.
Таким образом, мусульмане Великобритании активно пытаются адаптироваться к существующим нормам права и социальной жизни, при этом сохраняя свою идентичность и религиозные нормы. Но отдельные случаи вандализма, проявления исламского фундаментализма и конфликты на религиозной почве — формируют в целом негативное отношение к мусульманам и способствуют развитию исламофобии в Соединенном Королевстве.
Список литературы :
- In defence of multiculturalism [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.theguardian.com/commentisfree/2010/mar/22/multiculturalism—blame—culture—segregation.
- National identity vs European identity [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.jcm.org.uk/blog/2009/08/national-identity-vs-european-identity/
- Pilgram L. British - Muslim family law and citizenship [Электронный ресурс] / Lisa Pilgram — Режим доступа : http://www.opendemocracy.net/lisa-pilgram/british-muslim-family-law-and-citizenship
- Woolwich attack: terrorist proclaimed ' an eye for an eye ' after attack [Электронный ресурс]. — Режим доступа :http://www.telegraph.co.uk/news/uknews/terrorism-in-the-uk/10073910/Woolwich-attack-terrorist-proclaimed-an-eye-for-an-eye-after-attack.html.
- Плещунов Ф. Великобритания: о деятельности Анжема Чудари [Электронный ресурс] / Ф. Плещунов — Режим доступа : http://iimes.ru/rus/stat/2012/05-04-12b.htm
- Малахов В. После мультикультурализма: Европа и ее иммигранты [Електронний ресурс] / В. Малахов — Режим доступу : http://polit.ru/article/2012/01/27/malakhov/
- Шварц Е. Мультикультурализм в Британии : оборотная сторона [Электронный ресурс] / Елена Шварц — Режим доступа : http://globalization.su/planet_in_changes/religion/content/1265457323.html.
via evrasia, сентябрь 2013